Авторы: Годер
Издание: 2020 г.
- Древняя Греция
- 7. Древнейшая Грециястр. 3-13
- 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествиемстр. 13-26
- 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н.э. и расцвет демократиистр. 27-35
- 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э.стр. 35-45
- Задания для самоконтролястр. 46-47
- Древний Рим
- 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италиейстр. 47-52
- 12. Рим — сильнейшая держава средиземноморьястр. 52-55
- 13. Гражданские войны в Риместр. 55-60
- 14. Римская империя в первые века нашей эрыстр. 60-66
- 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской Империистр. 66-73
- Задания для самоконтролястр. 73-74
- Готовимся к всероссийской проверочной работе
Задание №44. Заполните контурную карту «Походы Александра Македонского на Восток» (с. 36).
1. Напишите название страны, откуда были родом цари Филипп и Александр.
2. Обозначьте первой буквой место сражения, после которого Греция попала в зависимость от Македонии.
3. Обозначьте знаком (скрещенные мечи) места трёх известных вам сражений войск Александра и Дария Третьего и напишите их названия.
4. Обозначьте первыми буквами их названия города: Афины, Александрия Египетская (А. Е.), Тир, Вавилон, Персеполь. Закрасьте кружочки, обозначающие эти города.
5. Напишите название реки, до которой дошли войска Александра Македонского на Востоке.
6. Обведите направления походов войск Александра Македонского. Напишите даты начала и конца походов в тех местах, где они начались и где закончились.
7. Обведите границы государства, образовавшегося в результате завоеваний Александра Македонского.
Задание №45. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
Знаменитый полководец совершил поступок, память о котором сохранилась в крылатом выражении.
1. Как зовут полководца? В какой позе он изображён? Что намерен сделать? Почему для него это важно?
2. Предположите, кто эти люди слева и справа. Подумайте, какие чувства испытывают одни и какие — другие.
3. Какое крылатое выражение связано с поступком полководца? В каких случаях его можно употребить в наши дни?
Задание №46. Заполните контурную карту «Распад державы Александра Македонского».
1. Обведите границы державы Александра Македонского.
2. Закрасьте кружочек, обозначающий город, в котором умер Александр. Обозначьте город первой буквой его названия.
3. Закрасьте кружочек, обозначающий основанный Александром город, ставший крупнейшим торговым портом Восточного Средиземноморья. Обозначьте город первой буквой его названия.
4. Напишите названия рек, протекающих в Египте, Двуречье, на западе Индии.
5. Напишите названия главных государств, образовавшихся после распада державы Александра Македонского.
Проверьте себя
1. Вспомните древнегреческие мифы. Уточните, что изобразил художник на рисунках.
2. Разгадайте кроссворд «Из истории Древней Греции».
По горизонтали:
1. Сёстры-богини, покровительницы поэзии, искусств и наук.
2. Слово, которым греки называли свою страну.
5. Одна из образованнейших женщин Эллады, жена Перикла.
7. Царь Македонии, отец Александра.
9. Участники театрального представления, объединённые в группу; изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, а иногда животных.
10. Богиня, считавшаяся покровительницей Аттики.
12. Город, близ которого Александр одержал победу над Дарием и взял в плен его семью.
14. Холм в Афинах — место народных собраний (найдите его название на плане города на с. 173 учебника).
15. Скульптор, создавший статую метателя диска.
16. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили подвиг.
18. Правитель Афин, отменивший долговое рабство.
19. Один из двух главных полисов Эллады.
20. Друг Александра, спасший ему жизнь в битве при Гранине.
22. Участник состязаний в беге, кулачном бою и т. п.
23. Греческая колония неподалёку от берега Чёрного моря, в которой побывал Геродот.
24. Люди, которых греки называли «одушевлённой собственностью и самым совершенным из орудий».
25. Знаменитый вождь демоса, которого много лет подряд афиняне выбирали на должность первого стратега.
27. Спартанский царь, под командованием которого греки защищали от персов Фермопилы.
29. Комедия-сказка, в которой хор и актёры изображают строительство города между небом и землёй.
30. Место в Элладе, где раз в четыре года устраивались общегреческие игры.
31. Храм Афины-Девы в городе её имени.
32. Богиня победы, храм которой был воздвигнут на Акрополе.
34. Поэт, автор трагедий («Антигона» и др.).
36. Афинский стратег, командовавший греками в битве при Марафоне.
42. Финикийский город, оказавший войскам Александра Македонского ожесточённое сопротивление.
43. Царь, возглавивший нашествие персов на Грецию.
44. Бронзовый или каменный предмет, предназначенный для метания на состязаниях.
45. Вечнозелёное дерево, дающее маслянистые плоды.
47. Главная площадь в Афинах.
48. Писатель, прозванный «отцом истории».
49. Александрийский учёный, создавший учебник по геометрии.
50. Одна из главных областей Средней Греции.
51. Человек, умеющий произносить речи.
По вертикали:
1. Город, близ которого греки впервые разгромили персов.
3. Город в Греции, прославленный, по словам Сократа, «своей мудростью и могуществом».
4. Македонский царь, выдающийся полководец.
5. Поэт, автор комедий («Птицы» и др.).
6. Героиня одноимённой трагедии Софокла.
8. Главный порт Афинского государства.
9. Город в Греции, близ которого греки потерпели поражение и лишились независимости.
11. Афинский стратег, добившийся того, что морское сражение с персами было дано в узком Саламинском проливе.
13. Знаменитый мудрец, приговорённый афинским судом к смертной казни.
14. Город в Греции, близ которого была разбита сухопутная армия Ксеркса.
17. Порабощённые спартанцами жители Лаконии и Мессении.
18. Остров (в проливе между ним и Аттикой был разгромлен персидский флот).
21. Металлическая или костяная палочка, которой выдавливали буквы на дощечках, натёртых воском.
25. Народ, царями которого были Кир, Дарий, Ксеркс.
26. Места в Афинах, где взрослые граждане занимались гимнастикой, встречались с друзьями, слушали выступления учёных.
28. Греческое слово, в переводе означающее «народ».
29. Греческое слово, в переводе означающее «город».
33. Холм с крутыми и обрывистыми склонами в центре Афин.
35. Построение пехоты тесными сомкнутыми рядами, обычно в форме прямоугольника.
37. Греческое слово, в переводе означающее «место для зрелищ».
38. Имя персидского царя, войска которого разгромил Александр Македонский.
39. Скульптор, создатель статуи Афины в Парфеноне.
40. Военный корабль с тремя рядами вёсел.
41. Часть театра, примыкавшая к орхестре постройка.
46. Остров близ Александрии, на котором был возведён огромный маяк.
3. Перечислите источники, с помощью которых учёные воссоздали историю Древней Греции.
4. Существовала ли взаимосвязь между природно-климатическими условиями Древней Греции и занятиями её жителей?
5. До наших дней сохранилось множество мифов и легенд Древней Греции. Как, по-вашему, можно отличить правду от вымысла? Как вы понимаете словосочетание «историческое исследование»?
6. Сравните систему воспитания в Спарте и Афинах. Если бы вам пришлось выбирать, где бы вы хотели учиться и почему?
7. Почему греки основывали колонии? Перечислите названия греческих колоний в Причерноморье.
8. Когда и где появились Олимпийские игры? Порассуждайте, почему эти состязания пережили века и в наши дни в них принимают участие представители разных стран и континентов.
9. Посчитайте (письменно), сколько лет назад произошла Марафонская битва (если у вас возникли затруднения, обратитесь к главе 1 учебника «Счёт лет в истории»).
10. Какой вклад в мировую науку и искусство внесли философы, скульпторы, архитекторы Древней Греции?
11*. Объясните значение слова «демократия», Какая форма управления государством была, по-вашему, более прогрессивной: афинская демократия или власть фараонов в Древнем Египте? Свой ответ аргументируйте.
12*. Проведите историческое исследование: сравните религиозные верования древних греков и древних египтян. Запишите их общие черты и различия.
13*. Начните работу над проектом «История в лицах». Советуем вам собирать информацию о людях, чьи имена помнят и в наши дни (на выбор: Геродот, Гомер, Сократ, Диоген, Фемистокл, Перикл, Александр Македонский и др.). В конце учебного года желательно подготовить сообщение (сопроводив его электронной презентацией) о вашем герое.