Авторы: Годер
Издание: 2020 г.
- К вводному урокустр. 3
- 1. Счёт лет в историистр. 4-5
- Первобытность
- 2. Первобытные собиратели и охотникистр. 5-13
- 3. Первобытные земледельцы и скотоводыстр. 14-17
- Древний восток
- 4. Древний Египетстр. 18-34
- 5. Западная Азия в древностистр. 34-58
- 6. Индия и Китай в древностистр. 59-70
- Задания для самоконтролястр. 70-73
- Готовимся к всероссийской проверочной работе
Задание №6. Впишите недостающие слова.
Задание №7. Заполните контурную карту (с. 7) «Древнейшие люди на Земле».
1. Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.
2. Закрасьте предполагаемую область прародины человека.
3. Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.
Задание №8. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника.
Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны - далёкие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.
Задание №9. Составьте по рисунку современного дожника описание охоты на пещерного медведя.
Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?
Задание №10. Впишите недостающие слова.
Задание №11. Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.
Задание №12. Ответьте на вопросы.
1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?
3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
Задание №13. Выполните задания и ответьте на вопрос.
Напишите названия изображённых орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое — для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете.
Задание № 14. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 12) «Первобытный похоронный обряд».
О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображённому на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копьё?
Задание №15. Найдите ошибки.
Один школьник читал учебник и задремал. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое весёлых мальчишек отстают от остальных, увлечённо о чём-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок телефона прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
Задание №16. Разгадайте кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по вертикали, выделенных рамкой, прочтёте название пещеры, где впервые были найдены рисунки первобытных людей.
По горизонтали:
1. Материк, где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди.
2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.
3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди.
4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.
5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди, будто бы обитает в каждом человеке.
6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди.
7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.
8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам.
9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.
Проверьте себя.
1. Какие источники помогают учёным получать информацию о жизни древнейших людей?
2. Как вы думаете, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Свой ответ аргументируйте.
3*. Узнайте, на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте Интернет).